Проект спільнот

Можно, конечно, все свалить на боженьку, но, если честно, именно бабло заставляет преть подмышки. Стоило появиться в Киеве «Центру Пинчука», как культурный ландшафт затряс своими высокодуховными конечностями. Оно-то и не мудрено: рождение в бедняцком пространстве богатого игрока – это всегда истерика и провокация шевеления, всегда вызов, требование соответствия новой ситуации.

Галерея «ЦЕХ», в этом случае, поступила мудро и на провокацию не повелась. Она не стала моськой, пускающей пузыри под ноги слона, и продолжила работу в собственном жанре. Но соросовский «Центр Современного Искусства» («ЦСИ») при Киево-Могилянской Академии промолчать не сумел. Вздул шерстку, напыжился и захотел отстоять свой статус лидирующего арт-центра столицы. Это и стало его роковой ошибкой. Солдатик попер на врага, не обратив внимание, что в арсенале у него [арсенале милого лысенького солдатика] маленькие яйца и шлейф подгнивающего аромата неудачных последних проектов.

«Проект спільнот» («Проект сообществ») убедил себя в том, что является достойным «ответом Чемберлену». Концепт схожий: глянуть в зеркало с отражением нашенского художественного молодняка. «Generations UsA» получился кисловатым. «Проект спільнот» не получился вообще.

Кураторами «Проекта спільнот» выступила группа «РЭП» во главе с Никитой Каданом. Сия кураторская инициатива оказалась невероятно важной и характерной, ибо оголила проблему, о которой все давно знали, но старались не болтать: в Киеве попросту отсутствует целостный и полноценный институт кураторов. Обойдемся без мягких оценок – если в украинской столице кураторы и существуют, то пересчитать их можно по пальцам. По сути, активных только двое – Соловьев и Бурлака. А теперь еще раз: два куратора на пятимиллионную столицу европейского государства. И еще раз: два активных куратора, три активных выставочных пространства. Согласитесь, кроме как пиздецом такую ситуацию не назовешь.

Что же было заявлено? «Проект спільнот» захотел зафиксировать «феномен поколения», показать бытие молодых украинских художников, которые силятся образовать автономные зоны нового искусства в условиях общесоциального культурного даунизма.

Что же мы поимели на выходе? Феномен поколения, к сожалению, не случился. Вместо этого нам показали, с позволения сказать, проект, который вобрал в себя не мощные автономные зоны (в украинское существование которых верить пока не приходиться), а зоны неряшливой самодеятельности, малобюджетные пионерлагеря, школьные кружки кройки и шитья, лепки, косолапых перепевов и вдохновенной мазни. Все это обильно заправили тусовочным соусом, маслицем идейной и эстетической провинции, присыпкой из невнятных, пафосных и графоманских объектов и т.н. произведений искусства, которые настолько плохи, что их авторы, признаться, не заслуживают ни упоминания, ни даже пули в лоб (свинца-то жалко).

Если воспользоваться возможностями астрономического телескопа в Аресибо, то свет в конце тоннеля на «Проекте спільнот» мерцает лишь в лубочных работах херсонского художественного легиона и у граффитчиков «Psia Krew», да и тех лишили продуманной экспозиции и поместили в общую кашу-малашу, где художнички запищали и растворились.

Создалось впечатление, что над структурой всей экспозиции, над организацией пространства и над выборкой участников поработал не человек, а одноклеточный робот-рандомайзер, чей эклектический концепт заключался в суждении: «А давайте выставим все гавно, которое можно отыскать и пометить, бля, словом искусство».

Если бы не группа «Пенопласт», которая, к слову, еще далека от своего рассвета (их охуенно-обворожительный и, безусловно, благостный даунизм  рискует зачахнуть без необходимого вливания денег и качественного развития), то и «РЭП», в роли кураторов-продюсеров, и «Центр Современного Искусства» в роли выставочного пространства, следовало бы немедленно исключить из списка тех, кому разрешено быть в этой, и без того намаханой, стране.

Короче говоря, «пцык» да «и-го-го». Теперь уже окончательно очевидно, что коль роскошные «Бриллианты» Жанны Кадыровой можно назвать последней нежной ласточкой киевского «Центра Современного Искусства», то «Проект спільнот» - это уже откровенные похороны. Можно, конечно, на что-нибудь там еще надеяться, но, пожалуй, уместнее избавиться от утопичного оптимизма. На «Проекте спільнот» история «ЦСИ» заканчивается. Если небесная революция не пошлет на Украину карательный метеорит с адекватными кураторами, «ЦСИ» на века закиснет в состоянии деревенской стенгазеты, где речь уже будет идти не об актуальном искусстве, а миссии трибуны для скучных и бесталанных бездарей.

01_460

04_692

05_460

06_460

07_460

08_460

09_460

14_460

15_460

20_692

Фото: Наталия Машарова

Добавил: vit

Источник: ПРОЗА

Комментарии

размещение рекламы

Поиск по меткетексту

Метки