То, что ты делаешь на улице, видят все. Люди, с которыми тебе никогда не удастся поговорить, люди, которым никогда не удастся поговорить с тобой.
Даже те, кого ты никогда не встретишь.
Но однажды ты встречаешь такого человека и он говорит, что видел. Это — удивительное чувство.
Это — связь, которая возникает между частями, которые не должны быть связаны. Этой связи не должно быть.
Благодаря этому на улице появляются вещи, которых там обычно нет, появляются чувства, которые не так просто найти. Слова, которые мы забываем произносить.
Почему что-то считается легальным, а что-то нет?
Если рассматривать вопрос в плоскости материального, то он прост и легко поддается контролю.
Но нематериальная плоскость гораздо сложнее: где место культуры? Место культуры — в человеке.
Поэтому работа, сделанная там, где нельзя, обладает особой силой. Работа, обладающая силой, должна быть сделана там, где нельзя, там, где нет ничего от культуры. Произойдет детонация — это и есть уличное искусство.
Появится необходимое напряжение — это и есть уличное искусство.
Это напряжение звучит, оно висит в воздухе, оно действует. Патруль полиции, попавший под него, не будет задерживать тебя.
Однажды полицейский смотрел на только что сделанную работу и убеждал меня, и, в первую очередь, себя, что в этом нет ничего такого. «Я не вижу здесь порчи имущества».
Это напряжение в точности равно напряжению усилий, прилагаемых для создания работы на улице. Оно — огромно, и всегда в точности, капля к капле, равно количеству твоих сил. Сил хватит, просто нужно отдать всё.
Для меня первична идея, но она должна врастать в место, как дерево в землю.
Есть два основных направления идей.
Идеи, стремящиеся внутрь, можно назвать их «зеркало». Они касаются внутренней стороны.
Идеи, стремящиеся наружу, — это в широком смысле политические идеи. Они касаются справедливости и того, как мы взвешиваем и принимаем решения. Того, как внутренняя сторона становится внешней.
Это — как две руки: они могут действовать и отдельно, и вместе.
Оба вида идей должны быть воплощены с глубиной и чистотой.
Глубина и чистота — сложные критерии, они применимы не только к конкретной идее, но и ко всему языку, который использует и разрабатывает художник.
Искренность — сильнейший инструмент, требующий особого рода ответственности и правил.
Невозможно иногда быть искренним — займись тогда другим делом.
В искренности есть что-то невозвратное: загоревшись, она уже не может угаснуть, она не уходит по твоей воле.
Если идея родилась, ты не можешь от неё отказываться. Ты не можешь отказываться от своих идей.
Каждый раз всё получается хуже, чем я хотел. Да, потому что надпись размером 50х7м на скользкой крыше, которую вы делали втроем три ночи — это не так просто. Но надо лучше работать.
Нужно начать, и ты уже не сможешь остановиться
Знать значит делать, делать значит не бояться.
Страх — обязательный элемент работы на улице. Это нормально для психически здорового человека.
Людям, которые этот страх не преодолевали, может показаться, что это смелые поступки. Так и есть.
Важна только практика. «Бомби стены — **и систему».
Всё что угодно может быть уличным искусством. Любой жанр. Важнее качество проекта, а не формальная сторона.
Все дополнительные вопросы («в чем смысл?») возникают, когда сделано недостаточно.
Когда я представил, что какой-то непонятный чиновник решает, разрешать мне делать или нет, я чуть с велосипеда не упал. От такой мерзости.
Как проходит согласование проекта?
— Cначала я пытаюсь понять, действительно ли я хочу это сделать. Нужно ли это?
— Действительно ли эта история волнует меня, могу ли я говорить об этом? Честно ли это? Может это не мое дело?
— Оправдывает ли цель средства — может быть, есть более эффективный способ выразить эту идею?
— Начинаем работать.
Каждый раз всё получается хуже, чем я хотел. Да, потому что надпись размером 50х7м на скользкой крыше, которую вы делали втроем три ночи — это не так просто. Но надо лучше работать.
Каждый раз наступает момент, когда я думаю: «Ну всё, не получится, может быть, в другой раз».
Каждый раз мы продолжаем работу, и всё получается.
Необходимо делать то, что ты никогда раньше не делал. Это касается и техник, и жанров, и идей.
И прыжка с парашютом, и случая, когда удобнее промолчать, а сказал.
Говорят, что только в ночь, когда работа сделана, её можно считать своей. С наступлением рассвета она становится общей.
Улица завалена мусором во всех измерениях и смыслах, чтобы твоя вещь была видна, она должна быть большой. Подсказка: большая внутри комнаты вещь становится маленькой на улице. Большой стране — большие идеи.
Главная возможность закрытого пространства — тщательность. Я хочу делать уличные вещи такими. Противоположная стратегия — бомбинг. Я хочу делать уличные вещи такими.
Надпись на стене — лучший прием. Сказано — делано. В то же время это такая интимная вещь: переживание человека становится не просто высказанным и зафиксированным, оно становится общим для всех.
Я люблю надписи на стенах. Первое, что я написал на стене, было для любимой.
Юмор — сложный и эффективный инструмент, наравне с иронией он требует аккуратности.
Провокация — самый сложный жанр. Если она сделана хорошо, люди обсуждают смысл поступка, а не наглость художника.
Кожура грейпфрута неплохо отмывает эмаль с кожи.
Пожарная лестница может отвалиться, когда вы по ней ползете.
Универсальные ключи для домофона — проход в любой подъезд.
Кран, автовышка или самосвал стоят как пара ботинок.
Всем говорите, что вы снимаете кино. Когда снимают кино — это сразу видно, и вам не будут мешать.
Необходимо брать в два раза больше материалов, чем нужно, тогда как раз хватит. Четыре сверла, две дрели, два паспорта.
Необходим план «Б», на случай если клей не клеит, лестница не достает, и т.д. Планы «В», «Г», «Д» также необходимы.
Необходимо делать самому. Всем нравятся готовые проекты, но как только начинается сотрудничество — появляются лишние вопросы, скука, проблемы.
Читай надписи Кирилла Кто. Бди!