«Графферы» часть 3

Другая сторона субкультурной идеологии и деятельностной практики — так называемый райтинг, рисование граффити в специально отведенных для этого, официально разрешенных местах, исполнение рекламных и оформительских зaказов, легальная деятельность (легал) противопоставлена бомбингу: она требует большего художественного мастерства, долгого времени работы, выполняется в спокойной обстановке, на больших по площади плоскостях, с неограниченными техническими возможностями.

Райтеры, как правило, достаточно законопослушны и лояльны к власти (персонифицированной и в их случае фигурой милиционера), так как для них угроза быть «повязанными» не обязательное условие профессиональной деятельности, как для бомберов, а, наоборот, досадная помеха в серьезной творческой работе. Поэтому, если не представляется возможности рисовать в разрешенном месте, райтеры избирают для создания своих рiесе укромные дворы, окраинные гаражи и т. п. Разумеется, именно графферы, тяготеющие к райтингу, участвуют в конкурсах и фестивалях граффити, все чаще и охотнее проводимых муниципальными властями, общественными организациями, домами творчества юных, коммерческими фирмами и т. п. официальными учреждениями. Победа и даже простое участие в таких мероприятиях дают райтерам возможность лишний раз порисовать в хороших условиях, повысить престиж и известность команды («засветиться») как среди своих, так и перед организаторами конкурса и, возможно, впоследствии получить денежный заказ. Приведем фрагмент повествования одной из барнаульских команд об этапах своего карьерного продвижения как райтеров:

«Прошло немного времени, и наметился первый городской фестиваль граффити г. Барнаула. "Молодые журналисты Алтая", Комитет по делам молодежи, а также краевая газета "Молодежь Алтая" приняли участие в организации фестиваля.

В день Ивана Купалы (07.07.2000) у бетонного забора возле Дворца спорта собралось много народу. У каждого граффитчика была своя цель: кому-то хотелось просто порисовать, кому-то только попробовать свои силы в граффити, кому-то что-нибудь доказать себе или окружающим, ну, а кто-то вообще не понял, зачем он туда пришёл. Так как это был не конкурс, а фестиваль, то победителей не было, но всё равно этот день останется в памяти как первое массовое сражение всех граффит- чиков города. Как оказалось впоследствии, скетч велосипедиста (by 5NAKY) потом непонятным образом оказался на обложке аудиокассеты бездарного сборника рэп-музыки.

Второе сентября того же года проводится масштабный конкурс, в котором принимают участие 10 команд. Плохое место проведения (около Меланжевого парка), отсутствие музыкального сопровождения и остатки луж вокруг немного портили общую картину, но всё же это был праздник, и удачная работа длиной метров в 10 поднимала настроение. Все по достоинству заценили творение, и в итоге: команда 2Sргау — I место. Диплом, приз и вся хрень... Команда 2S становится более известной в райтерских кругах» (http://www.mterra.ru/undergraund/graffiti/guest/index.shtml).

Коммерческий заказ на граффити приносит доход и известность, баллончики с краской — основная «валюта» для графферов — в необходимом количестве предоставляются заказчиком, и потому практически каждый тинэйджср-бомбер мечтает получить его. Нередко райтингом занимаются графферы более старшего возраста, имеющие некоторое художественное образование, прошедшие через конкурсы граффити, и в целом этот путь может расцениваться как полноценная карьера.

Статус хороших райтеров в сообществе чрезвычайно высок, это своего рода небожители, многие из которых свысока смотрят на бомбящих подростков, что вызывает соответствующую реакцию зависти/отторжения. Тем больший авторитет имеют те немногие команды, которые на высоком уровне совмещают в своей деятельности обе практики, экстремальную и легальную. «Ну, есть люди, которым там за 20, некоторые тоже — например, Fat Caps команда, они вот, как называют, "гангстеры". Ну, то есть они тоже пробитые, они как, там, анашу курят, действительно обкуриваются, чтобы совсем голова ехала, и тоже, там, тагают, значит. Могут кого-нибудь избить просто, там, в электричке, там, кто-нибудь восстанет, у них, там, как стволы есть. То есть их "гангстеры" называют, они уже совсем как пробитые, знает весь город. Fat Caps — типа это сила. Только две команды — Fat Caps (и WF — В.Г., Е.К., М.Л.) — они легально рисуют. То есть они и бомбят, и рисуют».

Строго говоря, не многие граффитисты считают себя чистыми бомберами или чистыми райтерами. Бомбинг и райтинг составляют как бы два равноценных и равно необходимых полюса субкультуры. Философия райтинга в целом сводится к двум идеям: украшения («оживления») окружающего пространства и творческого самовыражения. Установка на оттачивание мастерства, выработку собственного стиля, поиск новых форм сближает райтинг с привычными стереотипными характеристиками профессионального искусства, и когда граффитчики говорят о своем субкультурном кредо, в ход идут такие далеко не андеграундные клише, как «выплеснуть идеи», «вложить душу», «совершенство в мире» и т. п. С другой стороны, райтеры, вообще более склонные к рефлексии и теоретизированию, отдают себе отчет в том, что ангажированность их деятельности смертоносна для граффити как неформального направления и что только бомбинг с его девиантностью и принципиальной нелегитимностью может удержать движение на субкультурном плаву.

В подтверждение сказанного приведем, на наш взгляд, чрезвычайно содержательный и показательный фрагмент из интервью с пятью петербургскими графферами «либерального» толка (возраст — 16-17 лет) из команды NE (New Energy), которым и завершим свой очерк данной субкультуры.

«— И обычно более известные — это те, кто бомбят. Потому что они, так сказать, в безбашенных местах везде тэгают.
— То есть вы едете в метро и вы везде видите их имя, оно сразу вам на мозги давит.
— Они, там, типа того, что не боятся. Ну, как, не то что не боятся, как бы, ну, в общем, вандальство. Вот. И поэтому они больше известны, а райтеры — они... Вот мы больше в строну райтеров.
— Нам важно качество.
— Качество работы, то есть качество своего совершенства в мире.
— Вложить душу в это всё, чтобы кому-то нравилось, а не просто бабушка вышла: "Господи, что это?"
— Да, вот не вандализм, чтобы ни машины, ни метро не бомбить, а вот чисто именно идеи эти выплескивать на стену.
— Если кто-то хочет адреналинчика, немного острых ощущений, он идёт и бомбит.
— Молодёжь.
— Как бы бомбинг — это неотъемлемая часть, я считаю.
— Ну, да, это актуальное состояние культуры.
— Любая работа превращается в коммерцию.
— Да-да-да.
— Это нельзя, чтобы чистый легал был, тогда бы это неинтересно было бы. Я говорю, это как у всех видов искусства — есть легальная сторона, а есть нелегальная. Так и в граффити. Так что постоянно будет бомбинг, вот, и вандализм.
— Нет, или допустим вот, райтинг — это же как бы, на это достаточно большая сумма нужна, чтобы купить себе краску. И вот на райтинг — туда не пойдёт именно плохая краска, нужна только хорошая.
— Она очень дорогая в России.
— Которая не будет, так сказать, ну, течь, там всякие как бы изъяны. Как бы и для райтинга нужно большое количество бабок. А тот же бомбинг — купил там два баллона...
— Чёрный и белый, самая дешёвая краска, и иди, сколько тебе надо, бомби.
— Ну, как бы лозунгом у вандалов считается "Долой инкубаторский транспорт, да здравствуют разные цвета!" Вот такая вот, такая вещь».

Примечания

Вопреки кодифицированной акцентологической норме, сами члены сообщества произносят слово «граффити» с ударением на первый слог.

Используемое нами здесь и далее обозначения «графферы» (также «граффитисты», «графитчики») известно в подростково-молодежной среде, однако внутри самого сообщества используется редко и преимущественно в текстах и заголовках Интернет-сайтов, то есть в сообщениях, адресованных широкой внешней аудитории. В устном повседневном общении между собой граффитисты избегают употреблять слово «граффер» в качестве самоназвания, придавая ему тем самым статус экзонима, использование которого маркирует субкультурную чужесть говорящего, его непринадлежность к кругу посвященных: «Галимо звучит: "графферы". Графферы, граффитчики - мало кто, ну, то есть слово такое неинтересное, то есть когда начинают: "Ой, видел граффити". Думаешь: ну, пацан сразу не врубается, чё он говорит: "Видел граффити". Такого даже слова нет... А вот он идёт, там, "рисунок" - вот, видно, там, что чувак действительно понимает. А когда говорит: "Видел граффити", там, и: "Видел граффитчика" - то уже видно, что это просто пацан ниоткуда».

Добавил: vit

Источник: Энциклопедия культур

Комментарии

размещение рекламы

Поиск по меткетексту

Метки