«Графферы» часть 1

Михаил Лазаревич Лурье. Кандидат искусствоведения. Доцент Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.

Граффити — разрисовка и роспись городских стен — как особое направление художественного творчества и одновременно основа самостоятельного молодежного движения появилось в 1970-е годы. Легендарным родоначальником этого направления в молодежной культуре был нью-йоркский подросток по имени Таки с 183-й улицы Манхеттена, работавший рассыльным и во время своих бесконечных перемещений по городу оставлявший в подземке и на стенах домов знак ТАКI 183. Таки стал известен всему городу, и ему стали подражать другие нью-йоркские тинэйджеры. Постепенно вырабатывались определенные шрифты, которыми пользовались пишущие, впоследствии помимо надписей-автографов на стенах стали появляться и рисунки, также выполненные в особом стиле. Движение быстро распространялось, охватывая другие города США и Европы, одна за другой возникали группировки тинэйджеров, для которых нерегламентированное и преследуемое полицией разукрашивание городских стен, вестибюлей и поездов метро стало основным занятием, определяющим их культурное кредо и специфическое место в социуме. Наряду с брейк-дансом, рэпом, скейтбордингом граффити является одним из направлений хип-хоп-культуры.

В России первые надписи и рисунки, выполненные в стиле западных «профессиональных» граффити, начали появляться в крупных городах в начале 1990-х годов. С конца 1990-х это направление, распространенное уже достаточно широко, неуклонно наращивает свою популярность в подростковой среде. Сейчас группы рисующих на стенах существуют не только в Москве, Петербурге и таких крупных центрах, как Барнаул, Екатеринбург, Липецк, Тверь и пр., но и в небольших городах уровня райцентров. Надо отметить, что российская редакция граффити-культуры практически без каких-либо отклонений калькирует западную традицию на уровне идеологии, стиля, структуры, лексики. Отечественные граффитисты открыто и манифестивно ориентируются на модели поведения своих европейских собратьев, перенимают их художественную манеру, используют образцы надписей и рисунков, ставшие доступными с распространением видеопродукции и сетевых ресурсов.

Субкультурную доминанту составляет рисование и писание в публичных местах. Такие «профессиональные» граффити выполняются обычно краской, распыляемой из баллончиков (спрэев, капов) в специальной художественной технике и представляют собой надписи, рисунки или сочетания одного и другого. Иногда подобные композиции достигают огромных размеров, поэтому чаще всего полем для граффити служат большие глухие стены домов, бетонные ограды и парапеты, вагоны поездов и трамваев. Стилистика граффити отличается вычурностью, надписи обычно не читаемы для непосвященных, чему способствует применение специальных шрифтов (так называемых стайлов), предполагающих написание букв с эффектом объемности, наклоненных под разными углами в разные стороны и т. п. Среди них особенно распространен вайлдстайл — все буквы изображаются переплетенными одна с другой. Из более простых для исполнения и прочтения стайлов чаще других используются бабллеттер (толстые, округлые, как бы «дутые» монотонные буквы) и блокбастер буквы (прямоугольных контуров, также со сплошной одноцветной заливкой).

У каждого более или менее серьезного граффера есть собственная коллекция фотографий и перерисовок чужих работ, на которые он может ориентироваться, вырабатывая собственный стиль. Однако копировать чужие граффити на стену под своим именем считается дурным тоном и принято только среди новичков. Каждая композиция (сленговое рiесе, от английского masterрiесе — шедевр) уважающего себя граффитчика должна быть самостоятельным произведением: на граффити, уличенных в неоригинальности, пишут уничижительное «байтер». Поэтому с обретением опыта и мастерства граффер обычно берет новый стритнейм (графферская разновидность никнейма, имя для тэга — подписи граффити), чтобы не быть идентифицированным другими как автор своих же прежних работ: «Ну, и все там поначалу, все начинающие, они берут себе ник, ну стритнейм, как называется. Начинают хорошо писать — другой. Но поначалу же все байтерничают. Байтерничать — это значит срисовывать друг с друга. Вот, и у них как бы — ну, знают, видят же люди работу что-то и говорят: о, это байтер. Запомнили имя. А как человек понимает, что он сам, типа, уже пора свой стиль делать. Как он создал свой стиль и перестал байтерничать, он уже меняет свой стритнейм и, как новый, ходит. В основном же люди видят тэги, они не видят лицо, они не понимают, на лбу же не написано. Вот и поэтому как бы новый человек. Тот пропал, а этот — другой».

Сложные граффити выполняются по скетчам — заранее подготовленным эскизам на бумаге, адекватное масштабное воспроизведение которых на стене считается делом сложным, требующим большого опыта и мастерства. К скетчам относятся чрезвычайно серьезно, часто разрабатывают их подолгу, иногда коллективно. Многие из скетчей остаются нереализованными, и этим объясняется традиция демонстрировать их друг другу как работы, имеющие самостоятельную ценность, выкладывать на сайты: «DED нарисовал (уже давно) скетч на несколько разворотов ватмана в длину и 10 см в высоту (баблы:)) w/b (т. е. черно-белый в стиле бабллеттер), но размещать не хочет ... говорит забомбим, уж тогда ...уговорим» (http://home.ural.ru/~tndr/news.htm).

Подобно скинхедам и хулиганам, сообщество графферов, четко осознающее свое корпоративное единство, структурировано по командному типу. В состав каждой команды (сrew) входит обычно от двух до семи человек. Попасть в уже сформированную команду «с улицы», по одному желанию практически невозможно, так как команды заинтересованы не в количестве, а в профессионализме своих членов. Поэтому начинающие предпочитают действовать самостоятельно, постепенно повышая свой индивидуальный уровень и, соответственно, статус в сообществе или же сразу создавать собственную команду и постепенно «двигать» ее.

Отношения между командами выстраиваются по принципу сотрудничества / соперничества. Каждая команда стремиться «продвинуться», повысить свой авторитет в сообществе. Иногда при этом несколько групп (как правило, хорошо известных) объединяются для совершения крупных акций, иногда даже создают своеобразные конгломераты. Приводим отрывок из «послужного списка» петербургской команды UnDead Crew: «Весной 2000-го года UDC стали инициаторами создания FLС First Line Crew) — объединением команд, которые действуют на первой линии питерского метро. В состав FLС входят: 4Bia, NWS, SPC, UDC» (http://sprayzup.boom.ru/crews.htm).

Помимо официальных, изредка устраиваются внутренние, несанкционированные турниры (баттлы) между двумя или несколькими командами: «Ну, например, проводится баттл. Ну, то есть собираются две команды и рисуют, и потом выбирается, кто из них лучший и проигравший или как расплачивается, или как баллоны достаёт. Вот то есть так. Узнают, кто из них лучший».

Помимо «честного», открытого соперничества практикуются и другие методы выяснения отношений между графферами посредством порчи готовых произведений. Поверх чужого граффити рисуется собственное («Я написал, а он обиделся на то, что я написал, ну, и зашёл на его тэг. Он просто поверх моего начирикал свой тэг. Потом я поверх его, то есть случайно как бы», (запись, М, 17) или же пишется формула, выражающая негативное суждение о качестве творения — «toу».

Как уже говорилось, каждый граффер имеет собственный стритнейм — имя, под которым он известен в пределах субкультурного сообщества города: Маks Bart, Nitra Шмель и т. п. Командное название чаще всего составляется из английских слов (например, News Heroes, Fat Caps). Чаще всего, однако, команды известны, под аббревиированными именами, состоящими из английских названий цифр и букв латинского алфавита: DSб, 2TONS и т. п. Именно сокращенные названия воспринимаются в качестве основных, первичных (а иногда таковыми и являются), тогда как полные имена команд, наоборот, получают факультативный статус, вследствие чего произвольность деаббревиации едва ли не возводится в принцип: «Ну вот, например, ВF — ну, там по-разному, там или "Big Fuck", или чё-нибудь в этом роде. Там мало кто знает, там перевод всяких команд, потому что они как — мало говорят это, мало кто спрашивает. Ну, там в принципе единицы знают, единицы расшифровки там есть, иногда просто от балды, просто там какую-нибудь букву поставил, а перевод совсем сумасшедший, например. Например, была команда 2СА, её называли "Two Clitors Fan", то есть, ну, понятно, что-то в этом роде».

«Поскольку нас тогда еще было двое и желудки наши были наполнены пивом мы, кроме как SPC (Slava & Pasha Crew), ничего придумать не смогли. Позже мы стали везде подписываться SРС, а про то, как это расшифровывается, мы совсем забыли. Так что нужно было придумать что-нибудь прикольное и мощное на те же инициалы. И тут KeSSt'y пришла в голову идея — Slam Power Crew. А что, подумал я, простенько, но со вкусом. Так мы и стали называться. Теперь, если вы увидите в городе граффити с тэгами SРС, знайте — это мы!» (http://sprayzup.boom.ru/crews.htm).

Русские названия встречаются значительно реже, звучат вызывающе нетрадиционно, выламываясь из общего ряда, — по-видимому, и присваиваются отчасти с этим намерением. Так, одна из петербургских команд называется «Зачем»: язык именования и само значение выбранного слова вкупе создают двойной эффект оригинальности, чего, по-видимому, и добивались члены группы: «Или стёбные какие-то названия. Или, там, была команда "Зачем" — зачем мы это всё делаем?»

Мы не случайно задержались на теме названий графферских команд: вопрос имени, индивидуального и группового, является принципиально важным для самой субкультуры, что напрямую связано с одной из ее важнейших практик: оставлять под рисунками, а также просто на открытых плоскостях городских объектов именные метки пишущего или его команды. На внутреннем сленге такая метка, наносимая обычно с помощью маркера, называется тэг (или таг), а само занятие, соответственно, обозначается глаголом тагатъ. В связи с этим, кстати, предпочтение аббревиированных названий команд (а иногда и стритнеймов, например, RNК) полным получает дополнительную, внутрицеховую мотивировку: «Не, ну как бы таг должен быть такой быстрый, чтобы ты мог тагануть за пару секунд. Ну, то есть лучше всего как бы придумывать ники из трёх букв, ну, то есть самое-самое реальное — три, две буквы. Четыре уже как бы писать уже долго, то есть получится писать прописью, ну, чтоб типа маркер не отрывался от стены. Самое прикольное — это три буквы писать. Мне, то есть четыре буквы — Барт — мне, то есть я раньше тэг как писал, просто по буквам, долго. Сейчас я уже в принципе научился и могу как бы прописью написать, более пятнадцати видов своего тага могу написать».

Как видно из последнего фрагмента, умение быстро и грамотно тагать является важным фактором самоуважения граффера — и, соответственно, его авторитетности в глазах других («Не знаю, кайф, когда тебя город знает. Что ты идёшь, например, и видишь свой тэг»). Вообще, тэг — минимальный и основной знак существования члена сообщества. Появление нового тэга не может остаться незамеченным остальными и служит для них гораздо более существенным проявлением субкультурного бытия его носителя (или целой команды), чем личное знакомство с последним. «Ну, по идее, если человек тагает, то его уже весь город знает. Например, вот если с кем-нибудь просто знакомишься, например, вот в том же самом "Контейнере" — ну, там, магазине модном. Говорю: вот, типа, я Барт. Он такой: "Вот, я знаю, типа, тебя, там, по тэгам, всё типа". Всё там рисовал, всё, уже знают, уже Барта знают. А так по идее я раньше мало знал, я познакомился — меня уже знали: и там, и там, и там знали». Характерно, что для общественного реноме тэгальщика или его команды значимым является не только качество, но и количество оставляемых им в городе настенных автографов.

Добавил: vit

Источник: Энциклопедия культур

Комментарии

размещение рекламы

Поиск по меткетексту

Метки