Харьковское граффити

Они делают свое черное дело быстро, мобильными группами и в основном в темное время суток. Пострадать от них может буквально все вокруг, даже подземное пространство города. Два месяца назад их ночной визит в Харьковское метро привел к ЧП — нарушению графика движения поездов и убыткам на 150 тысяч гривен.

Ночное нападение на метрополитен — дело рук художников-граффитистов, помешанных на идее творить там, где нельзя. Истоки этого движения берут начало с 1989 года. Тогда ньюйоркские спрейщики «забили» рисунками всю подземку гигантского города, и муниципалитет был вынужден запретить им самовыражаться с помощью краски.

Майская атака неизвестных в Харьковском метро — дело рук чужаков, а не местных художников. В этом твердо убеждены основатели харьковского движения легального граффити, добившиеся за семь лет официального признания на уровне городских властей этого уличного вида искусства.

«Такие» посетители — с косичкой на голом черепе и в яркой одежде хип-хопера обычно к нам в «Вечерку» не приходят, говорят корифеи харьковского легального граффити, которые имеют свой, профессиональный взгляд на развитие и будущее искусства граффити.


Легальные райтеры против нелегальных «бомбистов»


Стрит-арт — уличное искусство — всегда отличалось мозаикой стилей, направлений и концепций. Но кто-то ставит превыше всего художественную значимость и ценность работ, а для других граффити — всего лишь возможность выразить свои эмоции или побрызгать на запретные стены. Первые называют себя райтерами — от слова «писать, рисовать». Вторых считают «бомбистами».


При упоминании о нелегалах, которые «бомбят», граффитисты мрачнеют. «Мы хотим, чтобы нас не путали с этими вандалами-тинейджерами. Мы — райтеры. Мы рисуем на стене. А они — занимаются бомбингом, ничего общего с настоящим искусством граффити не имеющим. Можно написать «Ты дурак» так, как это обычно пишут на заборах. А можно сделать целую композицию с соответствующим смыслом. И это будет красиво и не обидно, потому что обижаются на надписи, а не на картины».

Запрещать граффити и нелегалов нельзя, считают ребята. Потому что сам жанр таков — чем больше его запрещают, тем круче «бомбеж». Надо только понимать, что зачастую нелегальное — это некачественное. Оно уродует стены, оскорбляет глаз. Нелегал спешит, боится, не может уделить много времени работе, продумать концепцию, тщательнее прорисовать детали, вписать рисунок в окружающую среду так, чтобы он был «смотрибельным».

Подросток с баллончиком в руке — как спортсмен-экстремал: добежал, попортил машину, стенку, кабинку лифта или вагон метро и побежал дальше бомбить все подряд. Он не думает, ему некогда думать, — он оставляет метки. Как песик у дерева. А следовательно, развиваться ему некогда.

Произведениями вандалов-бомбистов изуродованы многие крупные города в мире. Свою лепту в изменение лица города вносят также партии и различные организации. Например, до сих пор город «украшают» трафареты «Поры». А народ устал напрягаться и хочет просто отдохнуть в позитивной визуальной среде.

 

Иностранцы-террористы

«Мы как-то познакомились с поляками. Они приехали с подробнейшей технической картой Харьковского метро на польском языке, болторезом и красками. Выехав из Польши, они намеревались по дороге пограффитить в Киевском, Харьковском метрополитене и далее — в Москве и Питере. Это представители граффити-туризма. Их фишка — смесь подземной романтики, экстрима в чужом городе и искусства граффити — все «в одном баллоне». Цель — плюнуть в лицо властям и обществу. Они не стоят на месте, им интересны разные города и подземки. Свои похождения они любят запечатлевать на видеокамеру.

Харьковское метро подвергалось нападению злоумышленников не только в мае этого года. «Бомбили» вагоны электричек и раньше, только об этом никто не писал и не говорил, даже не показывали разрисованные составы. Ночные визитеры успели побывать за последние годы в наземном депо на Московском проспекте и в подземных тупиках на Алексеевке, 23 августа и Пролетарской».

В мае неизвестные проникли внутрь режимного объекта через вентиляционную шахту, при помощи альпинистского снаряжения, и за два часа успели разукрасить целый поезд. «И будут продолжать лазать, никто их не остановит», — уверяют граффитисты. Они убеждены, что сделали это не харьковчане и, скорее всего, не украинцы, а кто-то из зарубежных «туристов».

Отношение к последним — двоякое. С одной стороны, это коллеги «по перу», которые действительно могут создать на рифленом боку вагона высококлассный шедевр. С другой стороны, экстремалы бросают тень на легальных харьковских граффитчиков, которым приходится отчитываться перед местными правоохранительными органами за деяния чужаков. В том числе за чьи-то майские художества. Есть еще и третья сторона — а что плохого в том, что на станцию будут прибывать разноцветные вагоны, к которым прикасалась рука мастера?

 

Истоки

В 1999 году четверо художников, имена которых начинались на букву «А» решили провести первый всеукраинский фестиваль граффити. И создали команду «Проект А-4». До этого в городе существовали одиночки или группки молодежи, рукоблудие которых достаточно активно «обгаживало» центральную часть Харькова разными надписями и рисунками. Желание порисовать на заборе и увековечить свое имя, как правило, превышало художественный уровень самодеятельных «мастеров». Хотя попадались и исключения. Было решено отыскать эти исключения, пригласить знакомых ребят из других городов Украины и разрисовать в Харькове одну из стен.


Сначала организаторы будущего фестиваля даже не подумали о том, что его нужно как-то «узаконить», легализовать. Было написано письмо тогдашнему мэру Харькова Михаилу Пилипчуку, оформлены другие документы и разрешения. Даже ГАИ перекрыло улицу, чтобы дать возможность художникам рисовать, прохожим смотреть, а сочувствующим — танцевать хип-хоп, брейк-данс, кататься на роликах и радоваться жизни.

Первый Всеукраинский легальный фестиваль граффити прошел в Харькове 21 августа 1999 года, накануне Дня Города. На 29 бетонных блоках по улице Короленко, около областной библиотеки, остались результаты творчества команд из западной, центральной и восточной Украины. Такого еще в стране не было — власти впервые дали «добро» на масштабную и зрелищную акцию. Остались позади поспешные — с оглядкой на милицию — каракули на первой подвернувшейся стене. Украинские граффитчики теперь могли смотреть, обсуждать, советоваться. И думать, что делать дальше.

 

Конкурс детского рисунка… на заборе

Несмотря на то, что фестивали граффити в Харькове проводятся ежегодно уже семь лет, к новому виду монументального уличного искусства привыкли не все. Приходилось объяснять суть искусства и официальным лицам, и обывателям.


Все это время мы не столько двигали вперед мастерство, — сетовали ребята, — сколько набирались опыта в общении с официальными лицами и народом. Однажды около Дворца Спорта готовили к фестивалю заброшенную стену — грунтовали поверхность и отдирали объявления. Подошли милиционеры и потребовали прекратить безобразие. Бумажки с разрешениями и печатями на правоохранителей действия не произвели — им позвонили, что в районе будет проходить детский конкурс рисунка на асфальте. А не на заборе. После того, как недоразумение было улажено, приехали какие-то темные личности на БМВ: «мы вас будем резать, это наша стройка».

Но все-таки к граффити в Харькове начали привыкать. Простой пример: в арке дома граффитчики нарисовали цветочек. Позже ЖЭК проводил ремонт дома и побелку арки. Дошли до цветочка — и не тронули его. Это маленькая, но победа, считают ребята. Люди не захотели это закрашивать. Потому что красиво.

 

Рисует вся Европа

В Украине появились мастера граффити — граффити-артисты, это творческие люди, способные к мышлению, которые берут шедевры «из головы» и пишут их без эскиза. Причем в разных стилях. Поэтому пора думать о том, чтобы выходить командой на европейские и мировые фестивали. Или делать их в Украине. Всемирные фестивали проходили уже у ближайших соседей — в Польше и в Белоруссии.


Искусство граффити меняется и развивается. И не только в плоскости городских стен и заборов. В Европе в стиле граффити начали разрисовывать все, что попадается под руку, — мусорные баки и фасады домов, интерьеры и автотранспорт, телевизоры, холодильники и даже компьютеры. Украшают даже туалеты и свалки — такое себе «прекрасное в отвратительном». Крупнейшие дома моды, ориентированные на молодежь, поддерживают культуру арт-граффити, устраивают фестивали и выставки граффити-артистов.

«Граффити реально влияет на психологию человека», — говорят харьковские мастера. В Киеве их коллеги по договоренности с руководством психлечебницы нарисовали там довольно странную картину. По эскизам детей-пациентов клиники. Правда, художники добавляли больше позитива, добра, света, удаляя агрессию. Врачи подтвердили, что картина несет психотерапевтический заряд. «А вот на Салтовке однообразная визуальная среда помогает появлению подонков, гопников, которые бьют зубы, ломают памятники афганцам, — считают ребята. — Потому что окружающее пространство убогое и рога чесать где-то нужно».

Заборов в Харькове много, поэтому можно разнообразить и украшать наш город, постоянно меняя его облик. Правда, не всегда хватает фантазии у тех, кто «заказывает музыку». Культурная программа города строится порой на заезженном конвейере КВН — концерт — КВН. Но они проходят, не оставляя материальных отпечатков. А каждый фестиваль граффити превращается в часть городского пейзажа, оставаясь с харьковчанами навсегда.


Как вы можете познать себя? Если вы хотите лучше познать себя, вам поможет в этом разобраться автописьмо. освойте все тонкости и навыки этого состояния и вы увидите, что ваша жизнь измениться к лучшему.

Добавил: vit

Источник: Вечерний Харьков

Комментарии

размещение рекламы

Поиск по меткетексту

Метки