Изобразительное искусство улиц. Часть вторая.

Граффити в Украине

— История и география граффити в Украине.

Лодек:
Можно определенно сказать, что еще в советские времена школьники писали на стенах свои прозвища, солдаты – выводили аббревиатуру «ДМБ», футбольные фанаты – ставили, похожую на тэг, букву «Д» («Динамо Киев»). Было и немного панковского и хэви-метал граффити с названиями групп и слоганами.

Однако в виде райтинга граффити появилось на волне хип-хопа из Восточной Европы, куда это явление пришло в восьмидесятые. В конце 80-х - начале 90-х понемногу стала появляться информация об этом явлении. Но на уровне субкультуры граффити в Украине существует всего около 10 лет.

Очагами развития были Западная Украина (из-за близости к Европе) и Киев, где коммуникация с миром лучше, как и в любой столице. Эмансипация украинского граффити произошла года 3 назад - когда происходящее у нас вполне четко соотносится с граффити на Западе.

 

— Пионеры и флагманы движения.

Лодек:
Первые команды появившиеся в Украине - WSK (Луцк-Львов).

Фото: http://graffitizone.kiev.ua/

В Киеве - это KGB и CBK, которые впоследствии объединились.

В 2000-ом году появляется Пся Крев. Это название построено на игре слов. Дословно переводится как «собачья кровь» – выражение, которым польская шляхта характеризовала крестьян. В то же время латинское написание Crew – распространенный в субкультуре термин, отвечающий понятию «команда» или «банда». Название Пся Крев используется для граффити стрит-арта - для традиционного же райтинга команда использует аббревиатуру PSKR.

Фото: http://graffitizone.kiev.ua/

Есть также команда Інтересні казки, которая делает мурализм, на очень высоком, потрясающем уровне.

Фото: http://graffitizone.kiev.ua/

Очень нравится тернопольская граффити сцена, которую считаю одной из самых интересных в Украине. И Одесса.

 

— Крю (Crew). Почему люди, занимающиеся граффити, делают это коллективно?

Лодек:
Во-первых, заниматься нелегальным граффити одному практически нереально. Это связано с необходимостью быстро создавать свои работы и постоянно следить за тем, чтобы не быть пойманным. Вместе это делать проще. А во-вторых, есть и другие причины: явление граффити пришло из люмпенской среды, в которой банды - способ самоорганизации молодежи.

 

— Какой уровень граффити в Украине?

Лодек:
Не очень большое количество работ, но часто довольно высокого качества. Могу сказать, что Украина имеет свое лицо в Европе.

 

— Претендует ли украинское граффити на оригинальность или это копированье мировых тенденций?

Лодек:
В этом плане у нас есть несколько солидных источников вдохновения, которые еще подлежат разработке. С одной стороны, мы не можем в качестве своей идентики использовать кириллическую вязь, поскольку она общая для восточных славян. Однако у нас есть «козацька калиграфия» (знакомая всем по оформлению учебников по истории и сигаретам «Козак»), которая сильно отличается от всех других шрифтов и не безосновательно претендует на роль аутентичного украинского шрифта. Кстати, в Европе такого нет, - есть, например, готика – общеевропейский дискурс - но по странам ее разделить сложно. В Польше идентичность убилась западными тенденциями. В принципе, прежде чем приступать к выработке своего стиля, необходимо освоить то, что уже было заложено в граффити, ибо, не постигнув традицию, невозможно ее сломать. Нужно сначала овладеть классикой и только потом что-то искать.

Вообще, украинская визуальная культура – это именно та область, где стоит искать. Например, наив Марии Приймаченко, который узнается везде в мире, может быть адаптирован под граффити.

Довольно актуален вопрос об использовании кириллицы или латиницы для нашего райтинга. По правде говоря, кириллица часто смотрится комично из-за применения западного стиля. Тут необходимо развивать стили на базе кириллицы. Успешный пример – работы московской команды «Зачем». Западный стиль на базе латиницы нельзя просто перевести в кирилицу. Нужен адекватный стиль.

В итоге могу сказать, что на данном этапе, результат артикулирован: чего хотим - мы знаем, нужно двигаться.

Фото: http://graffitizone.kiev.ua/

 

— Граффити и власть/закон. Прецеденты противостояния/взаимодействия.

Лодек:
Начнем, наверно, с обвинений в вандализме. Если разобраться, граффити не может быть вандализмом, потому что последний означает функциональный вывод из строя чего-либо. Граффити не выводит из строя, а только раздражает визуальный комфорт обывателя.

Неправильно и глупо сажать за граффити в тюрьму, как в некоторых странах. Тюрьма настраивает человека радикально против всего. Криминализация граффити ведет к увеличению пропасти между властью и людьми, которые делают граффити.

 

— Граффити и стиль жизни/ (нет связи с хип-хопом?), (музыка (как, например, «Скейт-панк»), одежда (брэнды), манера поведения…). Накладывает ли отпечаток?

Лодек:
Райтинг породил разные подстили, так, что по визуальной эстетике можно определить, какую музыку человек слушает. Если это панк - доминируют гротескные и наивные приемы, больше юмора. Трафареты – вообще, сугубо панковская тема. (Первыми трафареты стала использовать панк-группа Crass для выражения анархистских взглядов в 70-х). Хотя еще в 60-е в манифесте Эбби Хофмана граффити было прописано как орудие борьбы для несения мэссиджа леворадикального движения. В этом манифесте впервые было артикулировано внимание на использовании этого коммуникационного канала.

Связи с музыкальными стилями есть, но не стоит отводить кому-то ведущую, а кому-то второстепенную роль. Нью-йоркский райтинг часто отождествляют с хип-хопом. На самом деле это не правильно, так как, посмотрев историю, очевидно, что возникновение граффити произошло на 10 лет раньше, чем появился хип-хоп. Интересно, каким образом эта совершенно отдельная субкультура, со своими правилами, стала элементом другой культуры, которая возникла десятилетием позже? Когда об этом говорят люди, выросшие в среде хип-хопа, они имеют в виду связь с определенным сегментом граффити. Этот стереотип усиливается «улично-понтовыми» манерами хип-хопа, допускающими пренебрежение к другим движениям. Да и вообще, хип-хоп - это фантомный термин, о котором, вообще, не стоит много говорить.

 

— Стаф графитчика.

Лодек:
Если делать нелегальные штуки, то не помешают хирургические перчатки. Важно не запачкаться не для того, чтобы быть чистым, а для того, чтобы потом не «спалиться». Дети всячески демонстрируют своим внешним видом причастие к граффити. Носят на себе всякие обломки баллончиков, еще какие-то штуки, рисуют какие-то граффити-темы на своих вещах. Это полный маразм. Люди, которые занимаются граффити, выглядят так, что о них и не подумаешь, что они рисуют. Разумеется, у них есть некий специфический язык моды, который непонятен извне, и он постоянно меняется. Это фишка и других субкультур, необходимая для того, чтобы узнавать себе подобных, и в тоже время оставаться неприметным для других. В общем, настоящий граффитчик должен быть незаметным, а если и заметным, то ломая стереотипы – красивая одежда, ставящая тебя вне подозрений.

Для работы в помещении полезен респиратор, хотя на улице можно и обойтись без него.

Ну и, разумеется, краски. По правде говоря, граффити может рисоваться чем угодно, тем не менее, существует ряд брэндов, производящих краски непосредственно для граффити, например - Bellton или Montana. Они появились в начале 90-х в ответ на спрос именно на краску для граффити.

 

— А чем краска этих марок отличается от обычного баллончика из строительного супермаркета?

Лодек:
Во-первых – это гамма. Линия красок для граффити может включать до 300 разных оттенков. Краска более жидкая, что позволяет играться с насадками для регуляции ширины и формы линий. Плюс она быстрее сохнет и не так воняет. Кроме того, в ней больше пигмента, из-за чего работы на бетоне получаются более качественными.

_pscr_lodek_wall_1_420

Фото: www.graffiti.org.ua

 

— Как и когда ты начал рисовать?

Лодек:
На меня повлияли несколько причин. В конце восьмидесятых я уже был немножко «при делах» из-за того, что имел прямое отношение к всяческим субкультурам в городе Червонограде. Мой старший брат был панком и брал меня с собой на панковские движухи. Уже тогда я видел некоторые формы граффити, как, например, выведенное баллончиком название группы. В те времена, брат делал трафареты, но на футболках, и лишь изредка в подъезде. Была еще школьная традиция: когда перед каникулами шел ремонт, ученики вылезали на крышу и писали краской свои стилизированные имена и год. Это очень меня впечатлило. Помню, что не мог дождаться, пока я подросту и смогу оставить там свой след. В общем, у меня интересный бэкграунд с советских времен, который я очень ценю. Тогда это меня жутко интересовало, но я не имел никакого понятия о том, что происходило в Америке.

Впервые я услышал о райтинге году в 92 в программе…, по-моему она так и называлась «Америка». В общем, русская программа, показывавшая жизнь в Сан-Франциско. И там был сюжет о тэггерах. Сюжет был таков: парни разукрашивают какими-то закарлючками весь город и, если их ловят, то заставляют закрашивать. Уже тогда я понял, что есть такое движение. Но в середине 90-х в моем городе был жесткий кризис, жизнь в городе впала в анабиоз, вплоть до того, что было нечего есть. Когда я приехал в Киев, ситуация начала налаживаться, и я решил непосредственно заняться тем, что интересовало меня все это время. Так, году в 98-ом, на каком-то фестивале я раздобыл свои первые баллончики и начал рисовать. Года два я, конечно, просто учился, постигал именно американскую волну. Поскольку я гуманитарий, постоянно сталкивался с вопросами, связанными с граффити. Постоянный поиск информации со временем дал на них ответы. К 2000 году начали складываться некоторые выводы.

 

— Кто вдохновители и учителя?

Лодек:
Учителей как таковых не было. Были просто друзья, занимающиеся граффити, все постигалось само собой.

Повлияла, наверное, французская «новая волна», которая собственно и придумала стрит-арт на базе райтинга. В начале 2000 они произвели на меня сильное впечатление и подтолкнули ко многим выводам. Из имен назову Olivier Stak, Honet, Obey Giant, девушки Fafi, Miss Van, делающие интересный pin-up на стенках.

 

Мнение

— В каком направлении чувствуешь себя наиболее комфортно?

Лодек:
Я своего рода граффити–хамелеон. Это мне и помогает и мешает. Мешает, потому что в результате этого «хамелеонизма» я не могу прийти к четкому графическому выражению, с которым я бы стал ассоциироваться. Но, с другой стороны, мне не так уж и нудно. Я постоянно исследую разные сферы. Может, со временем определенный жанр втянет меня глубже, но пока мне интересны все проявления.

 

— Замечаешь ли трансформацию своего творчества. Как можно ее характеризовать?

Лодек:
Мое имя родилось на улице, и я считаю это ценным опытом. Это принесло мне намного больше пользы, чем если бы я учился в Академии Искусств. Возможно, я не получил каких-то академических умений, зато получил понимание о том, как работает общество и многих других процессов, которые не понял бы, если бы просто читал книги. Потому что граффити это какой-то непонятный активизм в довольно конфликтной сфере. В общем, не жалею, что забросил учебу, положив свое образование и возможную карьеру философа на алтарь такой фигни, как граффити.

 

— Что определяет работы. Эстетика/идеология (желание донести месседж). Какое соотношение в работах?

Лодек:
Это зависит от целей. Но чем больше эстетики в пространстве, возьмем, например, старый город, тем возрастает важность эстетического начала. Чем более тривиальна обстановка или архитектурная деталь, тем меньшая потребность в эстетике, так наша работа мало украсит какую-нибудь девятиэтажку. Если есть потребность выразить свою позицию, протест относительно чего-либо, эстетический фактор уступает.

_pscr_wall_schl_1_580

Фото: www.graffiti.org.ua

 

— Есть ли месседж? Что пытаешься донести?

Лодек:
Мы не очень часто работаем со сложным рисунком. В основном, занимаемся абсурдистской пропагандой. Результатом является присутствие символов с неясной целью. То есть важно не само изображение, а то, как оно действует на людей. В этом плане «Олегатор» у нас самый сильный. Это, по сути, первый украинский вариант абсурдистской пропаганды. Крокодила узнают. Арт-истэблишмент интересуется, есть резонанс.

lodek_psiakrew_kiev_snow_580

Фото: www.ekosystem.org

Хотя работаем в разных направлениях. Возможно, ценность нашей команды в том, что мы многое делаем впервые в Украине и, таким образом, обозначаем тенденции. Поэтому пока не можем сузить нашу сферу деятельности, так как не нашли, кому можем поручить уже пройденное.

 

— Для тебя имеет значение реакция зрителя?

Лодек:
Это зависит от того, что я рисую. Если это слоган читабельный для всех, то слежу за реакцией всех. Если это райтинг – меня интересует только реакция людей, которые в этом разбираются. Весь райтинг зациклен на внутренней коммуникации. В то же время полностью отдаю себе отчет, что для других людей – это абракадабра какая-то.

 

— Граффити/вандализм. Ограничиваешь ли себя при выборе поверхности.

Лодек:
Конечно! Прежде чем рисовать на красивом здании, я дважды подумаю и не стану рисовать, если не буду уверен, что это подчеркнет, а не сломает атмосферу; если не буду знать, как сделать так, чтобы не испортить его антураж.

 

— Отношение к политизации граффити.

Лодек:
Ну все же райтеры - граждане. Кто-то более политически ангажирован, кто-то менее. Поэтому каждый может, при возникновении потребности, это выразить. Например, в Оранжевой Революции мы участвовали, и в определенном сегменте поддерживали. Хотя, под этот шумок, сделали больше работ вне политики. Но, вообще, мы придерживаемся, грубо говоря, лево-анархистских взглядов, поэтому, если и ведем пропаганду, то в этом ключе. Партиям мы какой-то поддержки не предоставляли, единственное, что - мы участвовали в проектах, преследуя четко свои цели.

lodek_ura_bmer_geks_ukrain_580

Фото: www.ghetto.in.ua

 

Предпочтение

— Любимое место в Киеве для занятий граффити.

Лодек:
Нас в основном интересует центр, так как для граффити и стрит-арта важна аудитория. То есть, чем более людная улица, тем нам интереснее ставить какой-то объект. Предпочитаем Подол и Верхний Город, на запад от Хрещатика. Для нас абсолютно темным лесом являются Липки – буржуазный район.

Очень важным также являются пространства вдоль «железки», так как это визитная карточка каждого города, ну и конечно хороший трафик. В Европе это уже давно целые галереи. Если у нас это только на подъезде к городу, то там граффити - везде. Едешь по лесу или степи – на каждом объекте уже что-то есть.

 

— Работа, которую считаешь наиболее удачной.

Лодек:
Сложно ответить конкретно. Лучшими считаю работы, которые имеют какую-то специфическую историю, или преграды на пути к ее созданию.

 

— Есть ли другие увлечения?

Лодек:
Определенно. Так как у нас граффити-сцена абсолютно децентрализирована - это ведет к частым путешествиям. У нас абсолютно на равных Киев, Тернополь, Львов, Севастополь, Одесса. В Европе же, вообще, принято ездить в другие города и там рисовать. Поскольку внутри сцены происходит постоянная коммуникация, можно приехать в другой город и «вписаться» у других граффитчиков, даже не знакомых, но объединенных общими интересами. Таким образом, я путешествовал и рисовал в Лондоне, Париже, Брюсселе, Берлине, Москве.

 

— Советы начинающим.

Лодек:
Начинать стоит с артикуляции (определения) своей мотивации. Если ты хочешь делать граффити из-за того, что это считается модно, и ты получишь какую-то идентификацию, какую-то роль типа «Я вот, теперь граффитчик», то вопрос в том, стоит ли тогда начинать?

Если же чувствуешь в себе потенциал в области рисования или каллиграфии и тебе импонирует быть услышанным именно посредством такого метода, тогда, это другое дело, и нужно развиваться - прежде всего, на листе бумаги, чтобы со старта не попасть впросак. В граффити очень сложно заработать себе имя, и каждая ошибка может отбросить тебя далеко назад. Заработать авторитет можно умением рисовать. А умение рисовать начинается не на стенке.

Но, с другой стороны, любой человек, если ему это интересно, может заняться тем видом граффити, которое ему под силу. То есть не обязательно делать то, чего ты в данный момент не умеешь. Трафарет может сделать любой, стикер может сделать любой, главное, чтобы человеку было что сказать. Вот и все.

Добавил: vit

Источник: JEANS

Комментарии

размещение рекламы

Поиск по меткетексту

Метки