Изобразительное искусство улиц. Часть первая.

«Я не стремлюсь законсервировать себя в галереях. У меня прямой диалог с публикой»

Banksy

Прошлое и настоящее

Как вы думаете, что может быть общего между следующими процессами: украшение фасада здания, обозначение границ своей территории, развлечение, выражение своей жизненной позиции, нарушение статьи административного кодекса? Одним из вариантов ответа может быть: «граффити». О нем и предлагаю поговорить.

outman_train01_1_300

фото: http://www.graffiti.org/

Эта история началась в конце 60-х в Филадельфии (штат Пенсильвания, США). Парням CORNBREAD и COOL EARL пришло в голову выводить краской из баллонов свои прозвища в общественных местах. Об этом написали в газетах. Возник резонанс, и вскоре движение, уже напоминающее лавину, основательно накрыло Нью-Йорк. Уже в то время город был настолько велик, что представлял собой фактически сумму самодостаточных районов, живя в которых можно было не посещать остальные. Одним из немногих, что связывало эти « княжества », было метро. Оно то и стало благодатным полем для экспериментов в области «баллонной живописи», ведь не было способа заявить о себе лучше, чем отправить свой тэг (стилизированное написание своего имени (чаще прозвища)) кататься по всему мегаполису. Еще один факт в пользу использования метро, как плацдарма, для воплощения творческих идей, было отвратительное финансирование метрополитена, фактически не предусматривающее никакого противодействия новому искусству.

Тэги претерпевали изменения: появление толстых букв с заливкой и внешним контуром (masterpieces (piecies)) привело к увеличению «кусков» в размерах. В конечном итоге они достигли соответствия высоте (Top to Bottom) и длине (Whole car) вагонов. Кульминацией такой «гонки площадей» стал полностью покрытый надписями поезд «Freedom Train».

4_seendel_3_580

Фото: http://www.graffiti.org/

Идея творить не на станциях, имея всего несколько секунд времени и шансы быть пойманными, хоть изредка, но встречающимися копами - была эпохальной. Альтернативой стали депо. Условия, о которых райтеры могли только мечтать, отразились на рисунках: буквы обрели новые цвета и стили. Появился объем и «внутренняя отделка» букв (design). Вскоре рядом с буквами начинают появляться мультяшные герои, возникает сюжет.

Примером может служить X-mas Train (команды Fabulous Five) – еще один «целый поезд» (whole train) с Сантой, оленями и снеговиками, появившийся в декабре 77-го, как поздравление с загадочным праздником X-mas.

Казалось, что это только начало расцвета, но городские власти Нью-Йорка были иного мнения. В начале 80-х, решив бороться с этим «черт-знает-чем», мэрия существенно усиливают охрану депо и станций. В тех же депо, где еще можно было хоть как-то творить, между райтерами происходит жесткая конкуренция за творческое пространство (аля: «пацаны, вы, вааще, с какого района?!!»). Стоит вспомнить и о появлении противограффитных покрытий на поездах. В итоге, наметился спад.

character_2_300

Фото: http://www.graffiti.org/

Тем не менее, за десятилетие относительного процветания, граффити успело выработать все необходимые для жизни атрибуты: идеологию, стили, тактику и стратегию работ, концептуальные основания для развития новых течений. В общем, выжило граффити, несмотря на внешнее давление и внутреннюю конкуренцию. Выжило и распространилось по всему миру.

Думаю, не одного меня интересует, как обстоит дело с граффити в современном мире? Просветить меня, и, разумеется, тебя, уважаемый читатель, согласился один из наиболее авторитетных уличных художников Киева, да и, мягко говоря, не последний райтер в Украине. Его зовут Лодек.

 

— Первое что хотелось бы прояснить - это терминология. Граффити, бомбинг, райтинг, мурализм. Какие явления обозначают эти термины?

Лодек:
Бомбинг и райтинг – это, в принципе, одно и то же, потому что весь райтинг строится, прежде всего, на нелегальной активности, то есть он проявляется именно через бомбинг. Райтинг, с одной стороны, является синонимом бомбинга, но это уже более четкий термин, обозначающий граффити, которое имело место именно в Нью-Йорке, начиная с 70–х годов ХХ века.

Райтинг возник на принципе написания своего вымышленного имени, с целью оставить свой след в городе.

Райтингом также называют граффити. Когда набираешь в поисковике слово граффити, находишь информацию именно о райтинге. Корень этой путаницы лежит опять же в 70-х. Самоназвание явления, которое возникло в Нью-Йорке - райтинг, но когда информация о нем просочилось в прессу, его назвали граффити. Причина – проста: будучи людьми образованными, но не знакомыми с настоящим названием явления, журналисты, которые его освещали, применили давно существующий термин «граффити».

Граффити – термин крайне широкий и включает в себя помимо райтинга много других вещей. Граффити было известно еще в Помпеях (в римском городе, погибшим во время извержения вулкана Везувий в 79 г.н.э.). Это весьма примитивное и низкожанровое явление, вплоть до надписей на заборе слова … (пусть каждый себе придумает, какое нравится), но это не значит, что граффити плохое. Такова его ниша. Для себя я определяю граффити как любую визуальную информацию, которая появляется в общественном пространстве стихийно.

Нельзя называть граффити наскальные рисунки - те, в отличие от граффити, имели глубокий сакральный смысл.

Райтинг, который делается легально, по чьей-то инициативе, а не твоей собственной, уже выскальзывает из понятия граффити, смещаясь к грани между граффити и мурализмом либо граффити и так называемым аэрозоль–артом. В данном случае имитируется графическая эстетика граффити, но утрачиваются его принципы анонимности, лаконичности и главное - стихийности. Когда явление эксплуатируется социально-приемлемыми форматами – получается эрзац-граффити.

Мурализм - это, грубо говоря, настенная живопись или оформление стенки. Отличное по мотивам от граффити явление, но тоже может иметь определенную стихийность.

rainforest_367

Фото: http://www.graffiti.org/

Аэрозоль–арт – вид искусства, в котором эксплуатируется уличная эстетика граффити, применяются те же баллончики, делаются шрифты, но это происходит уже в легальном пространстве, что дает о себе знать - появляются грандиозные рисунки, не вписывающиеся в низкожанровый формат граффити.

bandi_choll_zema_deter_rezi_1_580

Фото: http://www.graffiti.org/

 

— Расскажи, пожалуйста, о географии граффити.

Лодек:
Как уже говорилось выше, география райтинга началась с Америки – Филадельфия, Нью-Йорк. Впоследствии распространилась на Калифорнию (Сан-Франциско, Лос-Анджелес). Далее включились другие города США. На сегодня США утратили лидирующие позиции и переживают реэкспорт граффити из Европы. Особенно это касается Нью-Йорка, у которого диалог с Европой, похоже, налажен лучше, чем с остальной Америкой.

Наиболее значимым ареалом граффити в Южной Америке, является Бразилия, с центром в Сан-Паулу. Бразилия выработала свой уникальный стиль граффити (pixacao (порт.)), лучше всех переварив стиль американский. Характерно повсеместное использование этого стиля.

iluminati_brazil_300

Фото: http://www.graffiti.org/

 

Европа

Во время зарождения нью-йоркского райтинга похожие условия и предпосылки для возникновения новых форм граффити были и в Европе, но в Нью-Йорке это движение завертелось быстрее и дало более наглядные вразумительные результаты. Это и послужило причиной прихода нью-йоркской волны в Европу. Под натиском этой волны более интеллектуальные европейские школы в Париже, Лондоне и Амстердаме на несколько десятилетий впали в анабиоз.

Однако в конце 90-х европейская сцена вновь активизируется. Наиболее мощные центры граффити – это Берлин, Париж, Лондон, Барселона, Амcтердам, Брюссель, Прага. В Польше очень сильная сцена, особенно в таких городах, как Гданьск, Варшава, Познань, Вроцлав.

 

— Что происходит в современном граффити?

Лодек:
В конце 90-х, в Европе, граффити, возникшее на почве райтинга, перешло в формат пост-граффити. Если в 70-90-х имел место явный диктат одного направления (еще в 90-ые можно было смело ставить знак равенства между граффити и нью-йоркским райтингом), то на этапе пост-граффити наблюдаем выравнивание статуса всех ответвлений граффити.

Еще одна фишка пост-граффити – применение лаконичного логотипа вместо написания своего имени. Принцип тот же: манифестировать свое присутствие в городе, - но меняется форма. Лого также будет ассоциироваться с художником.

А что же с райтингом? В принципе, все в порядке - продолжается райтинг. Найдя свою нишу, он, правда, несколько замкнулся на себе. Развитие замедлилось и происходит в основном, уже в рамках выработанного клише.

Более динамичен в своих поисках стрит-арт. Это, своего рода, умышленная эстетизация пространства.

 

— Стэнсил-арт, стикеры. Какое отношение к граффити имеют эти направления?

Лодек:
Самое прямое и непосредственное! Ведь граффити не должно привязываться к определенному инструментарию (имею в виду «культ спрэя») и отвергать все другие средства. Граффити – это, скорее, не результат, а принцип действия. Поэтому наклейки, трафареты, даже работы из кафеля – полноправные виды в современном граффити.

pissingguard_400

Фото: http://www.banksy.co.uk/

 

— Фестивали. Выставки. Ареалы максимального развития.

Лодек:
Фестиваль – это диалог между людьми, которые занимаются граффити и обществом. На основе нелегальных активностей возникло полукоммерческое движение для организации досуга молодежи. Но все же фестивалю более свойственно представлять аэрозольное искусство, которое эксплуатирует тему уличного граффити, «прикидывается» граффити из-за популярности этого жанра. Настоящим граффити движением оно воспринимается с определенной иронией.

Галерейное пространство имеет другие правила – оно замкнутое, легальное и прогнозируемое. Однако оно все же подходит для представления графического языка, который рождается на улице. В Европе и Америке серьезные галереи серьезно воспринимают граффити и показывают его в разных аспектах. У нас же большой разрыв между такими институциями и граффити-сценой. 90% происходящих у нас выставок – чистой воды DIY (панковский принцип «do it yourself», то есть «сделай сам»). Единственная галерея, которая обращает некоторое внимание – ЦСМ (Центр Сучасного Мистецтва при Киево-Могилянской Академии), но их интересует больше сырое граффити (как феномен), а не уличная графика сама по себе.

В общем, есть разные площадки. Важными для граффити, например, являются территории самозахвата. Для того, чтобы создавать граффити в таких местах, никто не обременяет себя получением разрешений у бюрократов. Но и ответственность с райтером тоже никто делить не будет. Хотя случаются прецеденты, когда работы в таких местах не вызывают отторжения и желания «прекратить все это» даже у милиции. Например, акция «Кольори протесту».

 

— Академическое искусство и граффити. Точки пересечения.

Лодек:
Причина удаленности друг от друга этих понятий заключаются в жанровых различиях. Академическая живопись – это возвышенная тематика, высокий стиль. Если метафоры, то не иначе, как на важные явления. Граффити, как уже говорилось, явление низкожанровое. Однако многие художники используют методы граффити для подачи своих идей. Стрит-арт находится поближе к искусству как таковому, потому что мотивация и подход к работе более сфокусирован на эстетике или мэссэдже.

 

— Утилитарное применение. Использованье граффити в коммерческих целях.

Лодек:
Будучи альтернативным визуально-информационным каналом в городе, граффити используется с разной мотивацией. Райтер заявляет о себе, радикал шлет мэссэдж, муралист украшает.

Граффити хороший индикатор свободы в обществе. Доступность этого канала коммуникации предполагает относительную свободу. Если власть закрывает этот самый естественный и простой путь заявить о своей позиции – дела в государстве плохи.

Коммерческое применение граффити – тема противоречивая. Компания, пытающаяся продвигать свой брэнд посредством граффити, может, неожиданно для себя, столкнуться с встречным антипиаром со стороны граффити сцены. Далеко за примером ходить не надо – перечеркнутые «носороги Ecko» на каждом шагу иллюстрируют такой вариант.

Более прогрессивный метод использованья граффити – поддержка или организация фестивалей. Хотя зачастую «спонсор» воспринимает их участников, как «детишек», которым можно сказать: «вот вам деньги на краску, нарисуйте-ка нам большими буквами наш логотип». Даже если логотип и появится, он, в любом случае, проигрывает билл-бордам. Да и реакцию сцены, думаю, предсказать не сложно.

Правильный подход – воспринимать людей, которые это делают, как партнеров. В Бельгии такие проекты выглядят следующим образом: спонсор ничего не внедряет в композицию. Есть стена: художники рисуют; рядом маленькая медная табличка, с указанием названия акции и имени того, кто помог ее сделать. Польза заключается в распространении информации об этом культурном событии. Да и табличка вызовет скорее одобрение действий компании, нежели ощущение, что тебе пытаются что-то брутально «впарить».

 

— Расскажи, пожалуйста, о тенденциях граффити. Куда и как сейчас движется это явление?

Лодек:
На этапе пост-граффити его графический язык вышел на один уровень с графическим дизайном. 90-ые прошли под непонятным оптимизмом. Преобладал стиль техно, и это отражалось в граффити - шрифты отдавали индустриализмом и эстетикой техно, стилем 3D. По-моему, 90-ые – самая неудачная декада ХХ века.

С начала 2000-х годов в граффити и граф. дизайне актуализируются гротеск (подчеркнуто небрежный стиль) и наив. Несложно проследить их связь с появлением в общей культуре пессимизма и декаданса. Энтузиазм и оптимизм 90-х сошел на нет. Вновь происходит обращение к ретро, где будущее видится через призму прошлого. В поисках новой эстетики зондируются эстетические матрицы всех декад 20-го столетья. Интересным результатом можно назвать фьюжн (или синтез) элементов этих декад. Но говорить о появлении эстетики ХХІ века еще очень рано.

 

— Можно ли сказать, что сейчас происходит коллапс новых идей?

Лодек:
Безусловно. Сейчас нет нового направления, как было в 80-х, когда пришел новый стиль, и все задвигались в этом клише.

Довольно пессимистичный конец получился. Да и некоторая недосказанность чувствуется. В общем, понятно (мне, по крайней мере), что будет, как минимум, еще одна часть этой статьи, которая затронет реалии украинской граффити-сцены и расскажет об одной из украинских команд. Совсем скоро.

Хотите установить натяжной потолок, но не знаете, сколько он стоит? Поверьте, натяжные потолки цены с установкой, вас приятно удивят и успокоят. Вы можете себе это позволить.


Добавил: vit

Источник: JEANS

Комментарии

размещение рекламы

Поиск по меткетексту

Метки